Цвет и рисунок кимоно

Цвет ткани и рисунка кимоно обладает почти мистическим значением. В Японии оттенок имел такое же значение, как и поведение женщины, носящей кимоно, причем в отличие от европейского восприятия, цвет меньше говорил о характере самой дамы, а воплощал душу того растения, что было использовано при покраске.

Цвета растительного мира

Естественно что в древности японцы могли использовать только растительные краски, и оттенки намертво связались в культуре с растениями, из которых они появлялись на свет. Синий к примеру, появлялся на свет из аи, она же индиго. Это растение было самым мощным доступным средством против ядов, и соответственно синий цвет рассматривался как цвет чистоты, как цвет силы. А то, что одежда синего цвета служила природным репеллентом, и отпугивала не только насекомых но и змей, добавляло ей мистического очарования. Синее кимоно рассматривалось как защита. Марена она же аканэ, могла снимать паралич или ушибы, становиться средством против меланхолии равно как и раздражительности. То есть красный цвет, полученный мареной, с фиолетовым оттенком, был знаком жизненной силы, стойкости. Голубоватый с лиловым отливом оттенок сикона, он же воробейник аптечный, был метафорой любви вечной, скорее всего из-за длинных и мощных корней растения. Красные тона считались как и в Европе, знаком страстности, поэтому были предпочтительны в одежде только молодых людей. Красные кимоно на самом деле были редкостью, и являются скорее китайской переработкой японской традиции. В VI веке введение китайской традиции привело к появлению цветов, что имели космологические мотивы. К примеру, черный оттенок воспевал зиму, север, воду и мудрость.

Цветы и рисунки

Основным мотивом рисунка в старину были цветы. Пион считался символом роскоши и процветания, олицетворение силы и красоты, особенно яркое на свадебном кимоно. Ирисы становились уже мужским символом, что демонстрировали сексуальность.

Хризантема – цветок почти запретный для большинства японцев, потому что она считалась и до сих пор остается символом императорской семьи. А вот цветы сакуры, типично японский и невероятно популярный сегодня мотив, имеет слегка грустную коннотацию – они указывают на быстротечность жизни человека и на скорое увядание даже самой невероятной красоты.

Сложные мотивы, становящиеся сплошной картиной на ткани, обращались как правило к классическим мотивам литературы и мифологии. Только в XX веке появились графические образцы, и символы прогресса, а в тридцатых годах эти рисунки начали становиться милитаристическими и националистическими.